…Иоганн Штраус – это эпоха классического XIX века, когда люди, наподобие Жюля Верна, увлечены техническими открытиями. Они впервые открывают для себя локомотив – силу и возможности пара. Второй закон термодинамики открывает перед ними неведомые возможности, сравнимые с выходом в открытый космос и полетом на луну. Локомотив с силой в пятьдесят лошадей, способный разгонять скорость до двадцати километров в час и тащить за собой огромные составы по железной дороге, воспринимается как настоящее чудо. Создается путанная сеть железнодорожных путей, а вся Европа становится вдруг необычайно маленькой и всеобъятной. Параллельно развивается медицина – люди уже живут намного дольше, и в результате этого происходит значительный рост народонаселения, улучшаются условия жизни и труда. Вот они – вальсы Штрауса! Вот она – радость того, что принесет техника человеку! Точно также у Кубрика внутренний монтаж заключается именно в том, что, когда человечество, опять-таки по Жюлю Верну, вырывается в 2001 году в свободное плавание в открытом космосе, здесь снова через времена устанавливается та великая радость человеческого разума от открытий и свершений, на которые он способен!.
Некоторые из присутствующих на Elite в эту скотскую крутящуюся станцию уже под этот «Дунай» столько раз входили, что для них это как носки вывесить. Ну да, носки, знакомы.
После просмотра фильма Космическая одиссея 2001 года Дэвид Боуи написал песню Странный случай в космосе. Название песни — это игра слов: Space Odyssey превратилось в Space Oddity. Би-Би-Си использовала её в репортажах о прилунении Аполлона-11.