Feadora › Злая такая, отчаянная весёлость. Появляется у человека, поставленного жизнью за край любых надежд. 42-й год.
Странно что даже гражданским передалось, в тылу. Впрочем, посмотрите на их лица. Другое время было, другие люди. Более настоящие, отчего-то.
Была такая теория, что человечеству дóлжно непрестанно воевать, потому что затянувшееся мирное время размягчает его собранность, волю, неуклонно тянет его в свинообразное состояние. Мне она не нравится, но наблюдаемые факты свидетельствуют в её пользу.
Indian › Энтропия в замкнутой системе всегда стремится к нулю, такая уж вселенная нам досталась.
Indian › Постоянное преодоление, при чем не вымышленное, а объективное, оно способствует отчаянности. Подозреваю, что осознание того, что терять скоро станет нечего, пробуждает даже у тех, кто в летаргическом сне.
Из фильма «Два бойца» 1943 год.
Я против Васи Вакуленко («Баста»), ничего против не имею, даже нравится пара песен, но когда мне тут пытались доказать, что у него лучшее исполнение, я даже не смеялся. Так же есть мысль, что природа человека остаётся неизменной в веках. Лучшие человеческие качества проявляются в экстремальных ситуациях, и зачастую у людей, на которых в обыденной жизни мы не обратили бы внимания. Показные герои же, бывает, тушуются и уходят в тень.
Badlov › Базовые вещи не меняются, но поколение поколению рознь. И весьма. Zeitgeist.
Вот простой пример: откройте советские журналы, дореволюционные газеты... Сравните с тем, что теперь занимает умы людей. Та же музыка вот.
Indian › По прессе это очень видно, она чутко следует всем тенденциям в обществе. Я выписывал журнал «National Geographic Magazine» 15 лет, с 1988 по 2003. Так сначала это был серьёзный взрослый журнал с интересными статьями, было что почитать, а к 2003 году он превратился в журнал для среднего школьного возраста, приколы всякие, как те, что по Дискавери показывают, фотографий больше, чем текста, плюс после 9/11 патриотизма в разы добавилось. В общем, перестал я его выписывать, пусть моё мнение о нём еще больше не испортится.
Yellow Sky › Я прошлым летом специально раздобыл бумажные подшивки эпичнейшей «Техники — молодёжи» 60–80-х годов. Это просто другой мир.
И вообще, сейчас уже немногие знают о самой такой возможности полностью вернуться в прошлое и вдруг узнать к удивлению для себя, что там действительно всё было совсем по-другому. Всё это доступно в изданиях полувековой давности, ещё не списанных из библиотек, у букинистов, в старых фильмах и прочем.
Вчера вон по телеку крутили «Копи царя Соломона» 1985 года с молодой Шерон Стоун — это вообще другой подход к фильмам. Такой мультяшный, нелепый, наивный, и забавный — против злобы и тупого цинизма современного даже Голливуда, не говоря о постсоветском синематографе адовом. Они называют это реализм.
Indian › Бумажная «Техника-молодёжи» у меня есть вся с 1970 по 1992, а в сканах все номера, с 1933, обожаю этот журнал.
Yellow Sky › Это ж наверное тонна бумаги, почти 300 номеров. А я свои при этом ещё ухитрился куда-то потерять. Пойду поищу, в крайнем случае дыру в пространстве, куда всё девается, обнаружу.
Kindzarp › Да, именно там. Очень интересно проследить сквозь призму этого журнала мировосприятие конца 30-х (на всех обложках военная техника в бою), а потом как война началась, сразу бюджет урезали, раз в 2-3 месяца журнал выходил, описывали практические приёмы выживания на войне, как использовать трофейное оружие и технику, как копать землянки и переводить машины с солярки на дрова, как устраивать диверсии, как делать бомбы, как партизанить, и т. д. А потом триумф победы. В общем, машина времени ещё та.
Yellow Sky › Я его выписывал.
Shaman › И наша семья выписывала, в 70-х, и с 86-го до 92-го, когда иностранные журналы стало выписывать проблематично. Все недостающие номера я купил на базаре.
Yellow Sky › Более-менее полная подшивка «Науки и Жизни» с 70-х по начало 2000-х хранятся на даче, большинство обложек помню с детства. И хоть все номера читаны-перечитаны, до сих пор нахожу или вспоминаю что-нибудь интересное. Интересующимся — архив журнала «Наука и жизнь» за 1890–2010 гг.
Indian › А что вы хотите: кали-юга на дворе… С другой стороны, несмотря на «прогресс» и развитие «цивилизации», последующие поколения всегда превозносят предыдущие (за редким исключением, «советского» периода, например). «О времена, о нравы…», «Бывали хуже времена, но не было подлей…», или анекдот про письмена на древнем камне о падении нравственности… Мне кажется, что и при Ярославе Мудром были свои хипстеры, а в Древнем Риме – своя Саня Грей; отдельные самураи жить не могли без специальной цубы на вакидзаси в форме надкусанного яблока, почему нет? Алкоголизм и мухоморовая наркомания, возможно, была бичём викингов, ну а результаты коррупции в среде вождей североамериканских индейцев, мы, собственно, сейчас и наблюдаем в культуре ведущей нации в мире.
Badlov › Отлично сказано.
В японских дневниках X и XIV веков авторы тоже сокрушаются о потерянном изяществе манер и чувств, а также об упрощении и вульгаризации языка. А ведь эпоха Хэйан (именно десятый век) считается золотым веком японской культуры, ее первым мощным культурным расцветом. А джаз, когда-то обличаемый за аморальность, шумность, популярность среди широких слоев, вульгарность и танцевальный характер, стал сегодня религиозно почитаемым жанром, которая многими считается идеальной формой музыки без недостатков.
В дореволюционных газетах при желании можно найти такие популярные рубрики как криминальная хроника и знакомства. Напротив, среди современников можно при желании найти таких выдающихся мыслителей как математика, решившего задачу тысячелетия, лучшего шахматиста в истории, известнейшего лингвиста двадцатого века, который одновременно является весьма заметным политическим комментатором и массу других интересных личностей.
Какого-то однозначного ощущения обрисованной вами «современности» у меня, боюсь, нет. Книжный магазин и интернетный сайт, где есть «все», мне кажется все-таки предпочтительнее того товарного и книжного голода, в котором я вырос и который теперь есть тенденция романтизировать («на кухне»). Александр Жолковский, филолог, 75 лет
Badlov › Я уже ничего не хочу. Мне лишь дико, что сейчас, в эти времена, просто уже почти не осталось людей, которые помнят насколько ещё совсем недавно всё было иначе.
И по мере сил стараюсь напоминать.
Это ни в малейшей мере не относится к o tempora, o mores. Потому что одно дело — субъективные оценки и смутные воспоминания, другое: наглядные факты, вроде вот общедоступных письменных и видеоисточников.
Специфические культурные цивилизационые изменения за последние четверть века — вполне осязаемая штука.
Выглядит это так, словно прежде собранного и осознанного мирового человека сразил свирепый Альцгеймер, и он вдруг стал представлять жуткую пародию на себя прежнего. И даже, в силу перенесённого удара, уже сам не помнит, каким он прежде был. Выходит сихан на татами и вдруг начинает к потрясению всего додзё выписывать какие-то неуклюжие кривляния вместо своих прежних отточенных ката.
Indian › «Сразил свирепый Альцгеймер» или целенаправленно и постепенно изменили для облегчения управления покорным стадом? Высшие ценности сейчас — потребление и абстрактная свобода, которая чаще всего воспринимается, как вседозволенность при полном нежелании отвечать за последствия своих поступков. Патриотизм плавно и незаметно заменился (заменили?) национализмом. готовность отдать жизнь за Родину приравняли к идиотизму. А ведь благодаря предкам — «идиотам» сейчас существуем мы. А уж когда я слышу «Совдепия» или «Рашка», то просто свирепею.
Margadon › Нет сейчас никакой свободы. Человек очень несвободен в Мировом Вавилоне нового образца. Тоталитаризм государственного насилия (субъект: органы власти) заменён на тоталитаризм корпоративного насилия (субъект: финансовые группы). Хотя вот счастливой постсоветской России удаётся совмещать оба этих удовольствия. Тут они слились воедино.
Чтобы нагляднее: если раньше, в XX веке, мир формировали фанатики под свои утопические и весьма жестокие идеи лучшего мироустройства, то теперь мир формируют барыги под свои циничные и весьма безразличные к судьбам людей концепции наилучшего обогащения.
Отсюда и упадок культуры, и упадок промышленного производства в развитых странах™. Промышленность и искусство нужны вождям, чтобы воевать, развивать и властвовать; капитал же может воспроизводить себя сам, без участия таких побочных, вторичных для него штук, как производство культурных ценностей и благо народов.
Китай, обеспечивающий товарами весь мир, просто ещё живёт в коммунистической парадигме XX века. А Африка — в своём родоплеменном строе... А закончится это неизбежно тем, что государства, их волевые центры, столкнувшись с тем, что такое положение вещей означает кому культур и постепенное вымирание (отсюда наблюдаемая инвазия в Европу более молодых культур Юга — как симптом), будут вынуждены положить ему конец. Не раньше, правда, чем повсюду польётся кровь — думать они не умеют, умеют только реагировать с разной степенью адекватности. И впервые поставят вопрос об отстранении варны вайшьев от управления миром. Потому что ну не допустимо для существа думать желудком. По Ригведе же, сейчас у человечества жопа вместо головы.
Indian › Ух! Вы там развернули тему в комментариях под новый год, а я, грешным делом, пропустил... Спасибо за напоминание о таком нужном чтиве! По теме не удержусь от цитаты:
«В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий — Скиннер называет это »положительные стимулы«. Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью »отрегулированным« и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем он должен быть. Если он пытается быть самим собой, то ставит под угрозу — в полицейских государствах — свою свободу и даже жизнь; в демократических обществах — возможность продвижения или рискует потерять работу и, пожалуй, самое главное, рискует почувствовать себя в изоляции, лишённым коммуникаций с другими».
— Э. Фромм
Badlov › Экие у вас с парсером немецкие кавычки из-за вложенности получились. Старику Фромму было бы приятно.
Indian › «Нет сейчас никакой свободы. Человек очень несвободен в Мировом Вавилоне нового образца». Абсолютно с вами согласен. Вероятно, я неудачно сформулировал свою мысль. Я хотел сказать, что абстрактная свобода активно декларируется как высшая ценность, при этом исподволь, потихоньку, но неотвратимо, уменьшается количество и качество личной свободы каждого отдельно взятого члена общества. Интересует только, почему это происходит так скоординированно. Во всемирное правительство и заговор масонов я, почему-то не верю. Если же это естественный путь развития человечества, то скоро разные антиутопии и постапокалиптические книжки покажутся нам добрыми детскими сказками.
Badlov › Не надо всё спихивать на какую-то там мифическую калиюгу.
Shaman ›
Badlov › ПНД на прогулке
Понимание, что «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» сделало людей по злому, отчаянно весёлыми. К тому же шкала на, м-м-м, насилиеметре была совсем другой.
Странно что даже гражданским передалось, в тылу. Впрочем, посмотрите на их лица. Другое время было, другие люди. Более настоящие, отчего-то.
Была такая теория, что человечеству дóлжно непрестанно воевать, потому что затянувшееся мирное время размягчает его собранность, волю, неуклонно тянет его в свинообразное состояние. Мне она не нравится, но наблюдаемые факты свидетельствуют в её пользу.
Я против Васи Вакуленко («Баста»), ничего против не имею, даже нравится пара песен, но когда мне тут пытались доказать, что у него лучшее исполнение, я даже не смеялся.
Так же есть мысль, что природа человека остаётся неизменной в веках. Лучшие человеческие качества проявляются в экстремальных ситуациях, и зачастую у людей, на которых в обыденной жизни мы не обратили бы внимания. Показные герои же, бывает, тушуются и уходят в тень.
Вот простой пример: откройте советские журналы, дореволюционные газеты... Сравните с тем, что теперь занимает умы людей. Та же музыка вот.
Ну и вот, старые газеты — известный ресурс.
И вообще, сейчас уже немногие знают о самой такой возможности полностью вернуться в прошлое и вдруг узнать к удивлению для себя, что там действительно всё было совсем по-другому. Всё это доступно в изданиях полувековой давности, ещё не списанных из библиотек, у букинистов, в старых фильмах и прочем.
Вчера вон по телеку крутили «Копи царя Соломона» 1985 года с молодой Шерон Стоун — это вообще другой подход к фильмам. Такой мультяшный, нелепый, наивный, и забавный — против злобы и тупого цинизма современного даже Голливуда, не говоря о постсоветском синематографе адовом. Они называют это реализм.
А я свои при этом ещё ухитрился куда-то потерять. Пойду поищу, в крайнем случае дыру в пространстве, куда всё девается, обнаружу.
Электронный архив любимых журналов.
С другой стороны, несмотря на «прогресс» и развитие «цивилизации», последующие поколения всегда превозносят предыдущие (за редким исключением, «советского» периода, например). «О времена, о нравы…», «Бывали хуже времена, но не было подлей…», или анекдот про письмена на древнем камне о падении нравственности…
Мне кажется, что и при Ярославе Мудром были свои хипстеры, а в Древнем Риме – своя Саня Грей; отдельные самураи жить не могли без специальной цубы на вакидзаси в форме надкусанного яблока, почему нет? Алкоголизм и мухоморовая наркомания, возможно, была бичём викингов, ну а результаты коррупции в среде вождей североамериканских индейцев, мы, собственно, сейчас и наблюдаем в культуре ведущей нации в мире.
В японских дневниках X и XIV веков авторы тоже сокрушаются о потерянном изяществе манер и чувств, а также об упрощении и вульгаризации языка. А ведь эпоха Хэйан (именно десятый век) считается золотым веком японской культуры, ее первым мощным культурным расцветом. А джаз, когда-то обличаемый за аморальность, шумность, популярность среди широких слоев, вульгарность и танцевальный характер, стал сегодня религиозно почитаемым жанром, которая многими считается идеальной формой музыки без недостатков.
В дореволюционных газетах при желании можно найти такие популярные рубрики как криминальная хроника и знакомства. Напротив, среди современников можно при желании найти таких выдающихся мыслителей как математика, решившего задачу тысячелетия, лучшего шахматиста в истории, известнейшего лингвиста двадцатого века, который одновременно является весьма заметным политическим комментатором и массу других интересных личностей.
Какого-то однозначного ощущения обрисованной вами «современности» у меня, боюсь, нет. Книжный магазин и интернетный сайт, где есть «все», мне кажется все-таки предпочтительнее того товарного и книжного голода, в котором я вырос и который теперь есть тенденция романтизировать («на кухне»).
Александр Жолковский, филолог, 75 лет
И по мере сил стараюсь напоминать.
Это ни в малейшей мере не относится к o tempora, o mores. Потому что одно дело — субъективные оценки и смутные воспоминания, другое: наглядные факты, вроде вот общедоступных письменных и видеоисточников.
Специфические культурные цивилизационые изменения за последние четверть века — вполне осязаемая штука.
Выглядит это так, словно прежде собранного и осознанного мирового человека сразил свирепый Альцгеймер, и он вдруг стал представлять жуткую пародию на себя прежнего. И даже, в силу перенесённого удара, уже сам не помнит, каким он прежде был. Выходит сихан на татами и вдруг начинает к потрясению всего додзё выписывать какие-то неуклюжие кривляния вместо своих прежних отточенных ката.
Чтобы нагляднее: если раньше, в XX веке, мир формировали фанатики под свои утопические и весьма жестокие идеи лучшего мироустройства, то теперь мир формируют барыги под свои циничные и весьма безразличные к судьбам людей концепции наилучшего обогащения.
Отсюда и упадок культуры, и упадок промышленного производства в развитых странах™. Промышленность и искусство нужны вождям, чтобы воевать, развивать и властвовать; капитал же может воспроизводить себя сам, без участия таких побочных, вторичных для него штук, как производство культурных ценностей и благо народов.
Китай, обеспечивающий товарами весь мир, просто ещё живёт в коммунистической парадигме XX века. А Африка — в своём родоплеменном строе... А закончится это неизбежно тем, что государства, их волевые центры, столкнувшись с тем, что такое положение вещей означает кому культур и постепенное вымирание (отсюда наблюдаемая инвазия в Европу более молодых культур Юга — как симптом), будут вынуждены положить ему конец. Не раньше, правда, чем повсюду польётся кровь — думать они не умеют, умеют только реагировать с разной степенью адекватности. И впервые поставят вопрос об отстранении варны вайшьев от управления миром. Потому что ну не допустимо для существа думать желудком. По Ригведе же, сейчас у человечества жопа вместо головы.
По теме не удержусь от цитаты:
При мне пели последние четыре строчки.