До изобретения механических часов в Китае и Японии использовали огненные часы для измерения времени. Существовало три типа огненных часов: фитильные, свечные и порошковые.
Фитильные часы были сделаны из шнура, на котором через равномерные промежутки завязывались узелки. Шнур был изготовлен из сухой гнилой древесины или из грибов, и назывался «гнилушка». Шнур горел медленно и с постоянной скоростью. Чтобы использовать такие часы в качестве будильника, фитиль поджигали и помещали между босых ног человека. Человек просыпался, когда пальцы начали гореть.
Свечные часы в Японии называют «Сенько», а в Китае — «китайскими спичками». Они сделаны из сандалового дерева и корня вяза, растертых в порошок и смешанных с древесной пылью. Затем, при добавлении воды, смесь превращается в пасту. После этого, смесь высыхает и затвердевает в виде тонких прямых палочек. Очень часто свечные часы размечали через равномерные промежутки, чтобы измерять течение времени так же, как и с помощью фитильных часов. Иногда вместо прямых ароматических палочек, использовали ладан свернутый в
спираль. Эти спирали свисали с крыш домов или храмов.
Для того, чтобы сделать будильник, на шелковых нитях, конец которых крепился к ароматической палочке, подвешивали небольшой груз или колольчик. Когда подходило время, шелковая нить сгорала, а груз или колокольчик падал, издавая звон, который и будил человека.
Порошковые огненные часы изготавливались из дерева, металла или камня. Порошок из благовоний высыпают на основу и уплотняют. Когда порошок горит, он оставляет за собой след на основе.
Это были лишь несколько способов, которыми люди измеряли время до изобретения механических часов.
В армии эта процедура называлась когда-то «велосипед»... Спички между пальцев ног спящего. Я нашел истоки!
А в качестве армейского будильника, будучи еще юным подованом, и стоя в наряде, я использовал молоток, который держал в руке, и ведро под ним. Пребывая в состоянии полусна, рука держит молоток, а когда засыпаешь — разжимается, и молоток падает в ведро с грохотом. Пробуждение гарантировано. Далее — повторение процедуры. И так до утра. Главное — пойти на поводу у малодушия, и отложить проклятый молоток. Есть шанс проснуться уже снятым с наряда. С оргвыводами по тебе.
Редколлегия сожалеет о допущенном упущении.
Моя практика показывает, что уж кому-кому, но личному составу караула, ротный всегда найдет час-другой для сна в день заступления. Так у нас было принято.
А то, что воин может спать где угодно — абсолютно верно. Сам спал 1,5 час на полигоне на единственном свободном от снега месте — лежавшей танковой мишени. Это было на морозе около -15 градусов. Одежда — стандартное х/б +танковый комбинезон. Но в фетровых сапогах был.
Сейчас набегут лингвисты и объяснят вам, что учитывая, что это не прилагательное, а существительное — никакой кальки с GI тут нет. А есть сложный многоуровневый сарказм, заключающийся в намеренном отказе от применения серьёзных аналогов для придания ситуации комичности, остранении и пародировании восприятия гражданских, и до кучи ещё и постановке под сомнение серьёзности и устойчивости самого объекта в этом качестве. Я постарался как можно доходчивее. А так обычно все сходу понимают прикол.
Но я правда так делал! В том числе и с ложками. У нас в каждой роте был ящик с ложками подразделения. За него отвечал наряд по роте. И можно было использовать их. Но это не очень действенный способ. Алюминиевая ложка, падающая в ящик с такими же, с небольшой высоты,не издает шум, достаточный для пробуждения утомившегося воина.А каноничный молоток — наиболее действенный. Суров и беспощаден ко сну.
И одной из главных задач дежурного по роте — не пропустить (проспать), прибытие этого дежурного. Ибо в случае фейла — ждала тебя долгая дорога по долине смерти.
Хм, дежурного по роте? Его дело — дрыхнуть у себя в нычке. Если что — дневальный разбудит.
В курсантских же подразделениях, я имею в виду ВВУЗ, было несколько по — иному. Стремились по возможности, равномерно разделить ночь, не взирая на «Табель о рангах». И будучи дежурным по роте, я также бдил, дав подрыхнуть дневальным. А через пару часов они уже обеспечивали мой короткий сон и мгновенное пробуждение в случае прибытия ДпЧ.
А вот когда срочную служил, там НШ дивизиона, распределяя наряды, мог творчески его сколотить. Дежурный — из молодых сержантов, а дневальные — из старослужащих. Вот это был верх армейского цинизма. Правда применялось это редко, относительно сержантов, которые провинились лично перед ним.
А потом уже, когда дополнительно ввели «ответсвенных», из числа контрактников-прапорщиков-офицеров подразделений, стало уж совсем невмоготу. Не спали все, хором...