Знакомство с современной композиторской техникой в
Учебнике-Который-Нельзя-Читать-Никому, подтвердило страшное подозрение, что вся модернистская академическая музыка пишется не только на сплошных повторах, но и на одном аккорде. На момент мир сделался унылым, как
Апокалипсис композитора Мессиана. И на том спасибо, что у каждого композитора может быть свой аккорд, и у некоторых из этих личных аккордов даже есть официальные
личные имена. Например, после того как вы возьмете на фортепиано (или даже на гитаре)
Прометеев Аккорд —
фа# — си# — ми — ля# — ре# — соль#, — который в хвост и гриву вкусно гоняют 25 минут в
цветомузыкальной поэме «Прометей» композитора Скрябина, вы можете сесть попой на пианино, придумав тем самым личный аккорд
в духе Белы Бартока. А вот
Аккорд Петрушки не удастся извлечь ни попой, ни на гитаре (если только двумя руками), хотя он довольно просто и задорен:
C + F#. Может, потому и в наше время
балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского
звучит по-прежнему весело и остроумно.
А для сходивших по ссылкам и отравившихся, прямо здесь приводим полное противоядие:
http://www.youtube.com/watch?v=DiLoXVC6Uko
http://www.youtube.com/watch?v=eIa7ZfJUeGU
Да и материал получился искренним. Я-то полез сдуру в учебник для ВУЗов за нюансами джазовой гармонизации (нужно было расцветить одну унылую советскую песенку), а сделал, по ходу, поразительное открытие — технология создания сверхсложных произведений оказалась в основе своей до смешного простой. По сути вопроса можно добавить, что нередко эти суперсозвучия переезжают по высоте по обычной логике. Как если бы мы очень-очень медленно переставляли аккорды на гитаре в простой песенке. Наигрались на одном с минуту-другую — и дальше. Когда на это обращаешь внимание, слушание делается гораздо более осознанным. Желающие могут попрактиковаться на Прокофьеве.
Если это информация как-то полезна вам, можно продолжить тему. Кого-нибудь, например, интересует, заслуженно ли Баха титулуют всеми эпитетами величия? Или как так ловко балансируют на грани какофонии джазовые биг-бенды?
Информация полезна, даже очень — удивил жену-бывшего звукорежиссера Кстати, по джазовой гармонии что-нибудь посоветуйте почитать-послушать.
А вот послушать... Биг-бенды, в общем-то, все одинаковы, типовые приемы гармонизации — вряд ли стоит ожидать открытий. В этом смысле, мне нравятся неожиданные гармонизации известных мелодий: весь мюзикл «Стиляги», «Латиноамериканский» альбом «Мелодии» Гараняна, обработки Хоронько-оркестра, и, конечно, это:
Я неоригинален, в общем
Дело, однако, в том, что термин «аккорд» я не могу вам сейчас так просто объяснить; он был простым понятием только до середины XIXв., и остается им только в школьных учебниках: Аккорд — это совокупность трех и более одновременно звучащих (обратите внимание: одновременно звучащих, а не одновременно взятых, как кое-где ещё пишут!) нот, расположенных или могущих быть расположенными по терциям.
Так, скрябинское прометеевское шестизвучие не обязательно берется всё и целиком. Оно арпеджируется (см.выше). Его можно обратить, переместив часть нот на октаву вниз, и тогда оно превращается в гамму фригийского лада. Можно взять к каждому звуку аккорда вводный — на секунду выше или ниже — но внутренним слухом мы всё равно услышим тот же аккорд!
Музыковеды спорят о том, нужно ли отказываться от второй части определения: расположенных или могущих быть расположенными по терциям (как же быть с джазовыми квартаккордами, например?!), — но дело идет к тому, кажется, что скоро в учебниках должны будут честно писать: Аккорд — открыто исполняемая или таинственно подразумеваемая в музыке звуковысотная структура, пласт изначального бытия, данный нам как встроенный алгоритм музыкального восприятия. В общем, в теории музыки с понятием аккорда происходит нечто, похожее на приключения времени — пространства в современной физике.