lynx logo
lynx slogan #00018
Привет! Сегодня у вас особенно незнакомое лицо.
Чтобы исправить это, попробуйте .

А ещё у нас сейчас открыта .




секретный шифр д-ра Тьюринга, O.B.E:

включите эту картинку чтобы увидеть проверочный код

close

Лоуренс Стерн




   

№3288
11 440 просмотров
21 декабря '12
пятница
11 лет 128 дней назад



Про Начало и Конец Времен и Аккорд Петрушки

Знакомство с современной композиторской техникой в Учебнике-Который-Нельзя-Читать-Никому, подтвердило страшное подозрение, что вся модернистская академическая музыка пишется не только на сплошных повторах, но и на одном аккорде. На момент мир сделался унылым, как Апокалипсис композитора Мессиана. И на том спасибо, что у каждого композитора может быть свой аккорд, и у некоторых из этих личных аккордов даже есть официальные личные имена. Например, после того как вы возьмете на фортепиано (или даже на гитаре) Прометеев Аккордфа# — си# — ми — ля# — ре# — соль#, — который в хвост и гриву вкусно гоняют 25 минут в цветомузыкальной поэме «Прометей» композитора Скрябина, вы можете сесть попой на пианино, придумав тем самым личный аккорд в духе Белы Бартока. А вот Аккорд Петрушки не удастся извлечь ни попой, ни на гитаре (если только двумя руками), хотя он довольно просто и задорен: C + F#. Может, потому и в наше время балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского звучит по-прежнему весело и остроумно.
А для сходивших по ссылкам и отравившихся, прямо здесь приводим полное противоядие:

http://www.youtube.com/watch?v=DiLoXVC6Uko

http://www.youtube.com/watch?v=eIa7ZfJUeGU


Ой, косяк с видео. Поправьте, пожалуйста! Я больше не буду, честно!
danke, подача материала понравилась.
Shaman › Cпасибо. Это потому, что переписывал дважды smile Последний раз — не по собственной воле: Opera гикнулась в момент дописывания последнего слова. Поэтому, хоть и заморочился до потери видео, зато текст вылизал, к четвертому часу ночи...

Да и материал получился искренним. Я-то полез сдуру в учебник для ВУЗов за нюансами джазовой гармонизации (нужно было расцветить одну унылую советскую песенку), а сделал, по ходу, поразительное открытие — технология создания сверхсложных произведений оказалась в основе своей до смешного простой. По сути вопроса можно добавить, что нередко эти суперсозвучия переезжают по высоте по обычной логике. Как если бы мы очень-очень медленно переставляли аккорды на гитаре в простой песенке. Наигрались на одном с минуту-другую — и дальше. Когда на это обращаешь внимание, слушание делается гораздо более осознанным. Желающие могут попрактиковаться на Прокофьеве.

Если это информация как-то полезна вам, можно продолжить тему. Кого-нибудь, например, интересует, заслуженно ли Баха титулуют всеми эпитетами величия? Или как так ловко балансируют на грани какофонии джазовые биг-бенды?
Djims › Было бы здорово почитать про джазовое звучание.
Djims › Опера — она такая. Сам сколько раз подрывался.

Информация полезна, даже очень — удивил жену-бывшего звукорежиссера Кстати, по джазовой гармонии что-нибудь посоветуйте почитать-послушать.
Shaman › С удовольствием. Намного больше других дала мне книжка «Системный курс гармонии джаза», автор Рогачёв А. Г.
А вот послушать... Биг-бенды, в общем-то, все одинаковы, типовые приемы гармонизации — вряд ли стоит ожидать открытий. В этом смысле, мне нравятся неожиданные гармонизации известных мелодий: весь мюзикл «Стиляги», «Латиноамериканский» альбом «Мелодии» Гараняна, обработки Хоронько-оркестра, и, конечно, это:

Я неоригинален, в общем smile
А ведь бывает музыка вообще без аккордов, поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь.
Yellow Sky › Бывает. Но это не она. По первой ссылке — элементарное арпеджио.
Дело, однако, в том, что термин «аккорд» я не могу вам сейчас так просто объяснить; он был простым понятием только до середины XIXв., и остается им только в школьных учебниках: Аккорд — это совокупность трех и более одновременно звучащих (обратите внимание: одновременно звучащих, а не одновременно взятых, как кое-где ещё пишут!) нот, расположенных или могущих быть расположенными по терциям.

Так, скрябинское прометеевское шестизвучие не обязательно берется всё и целиком. Оно арпеджируется (см.выше). Его можно обратить, переместив часть нот на октаву вниз, и тогда оно превращается в гамму фригийского лада. Можно взять к каждому звуку аккорда вводный — на секунду выше или ниже — но внутренним слухом мы всё равно услышим тот же аккорд!
Музыковеды спорят о том, нужно ли отказываться от второй части определения: расположенных или могущих быть расположенными по терциям (как же быть с джазовыми квартаккордами, например?!), — но дело идет к тому, кажется, что скоро в учебниках должны будут честно писать: Аккорд — открыто исполняемая или таинственно подразумеваемая в музыке звуковысотная структура, пласт изначального бытия, данный нам как встроенный алгоритм музыкального восприятия. В общем, в теории музыки с понятием аккорда происходит нечто, похожее на приключения времени — пространства в современной физике.

Djims › Спасибо! Продолжайте, пожалуйста, мне очень интересно.
Yellow Sky › Да чего там smile Случайности случаются только в плохой музыке. Хорошая музыка — это математика.
   


















Рыси — новое сообщество