Как сейчас помню, осенью 1926 года мы гуляли с Яшей по Нью-Йорку, и я, памятуя о его русских корнях, рассказал что в скором времени в Карнеги-Холл будет выступать Украинский Национальный Хор, под управлением Кошица. Конечно, дело было не только в его русских корнях. Надо сказать, что Яша в том же году прочел роман «Порги» Дюбоза Хейуорда и был настолько впечатлен, что написал автору письмо и предложил роман переложить на оперу. Его в то время очень занимала фольклорная тематика, вот я и упомянул в разговоре, что будет такой любопытный концерт. Думаю, тогда он и написал свою знаменитую
мелодию.
Но желание поставить оперу и воплотить идею на сцене — совсем не одно и то же. Разница между задумкой и воплощением исчисляется годами. Разделаться с текущими проектами и всерьез взяться за оперу у Гершовица получилось лишь в 1933 году. Ему пришлось переработать много негритянского фольклора, чтобы изобразить его с помощью симфонических принципов и создать
джазовую оперу.
Но, сразу опера не пошла.
Впрочем, джазовые музыканты всегда питали к ней теплые чувства и делали свои интерпретации как арий, так и мелодий, поэтому она не была забыта.
Мир меняется, в США отмирают расовые предрассудки, и опера набирает все большую популярность. Не будет преувеличением сказать, что после 50-х годов опера открывается миру. И под «миром» тут имеется в виду не только «просвещенная» Европа, но и вполне себе прогрессивный
Советский СоюзНесмотря на свою популярность, кино- или видеозаписей, у оперы всего лишь три.
Самой первой был фильм 1959 года, который очень не любят критики, за то что сама опера Гершвина была искажена и упрощена.
Самая последняя записана в 2002 году New York City Opera. К сожалению, доступна лишь в сокращенном виде.
Ну а самой полной и каноничной считается фильм 1993 года выпуска, ради которого я и написал столько букв.
Жорж Гершвин — Порги и Бесс