Ранняя версия алхимического манускрипта
Splendor Solis (Сияние Солнца) написана на
средненемецком диалекте приблизительно в 1532-1535гг и хранится в
Гравюрном кабинете Государственного музея Берлина. Более поздние копии находятся в музеях Лондона, Касселя, Парижа и Нюрнберга. Всего в мире 20 копий манускрипта.
Самой известной
версией является манускрипт датируемый 1582г, который принадлежит Коллекции Харли Британской Библиотеки и считается одной из жемчужин сей премногоуважаемой институции. Он несколько отличается от более ранних версий в деталях, являясь более красочным и совершенным нежели ранние версии. Считается, что его автором был некий Саломон Трисмосин, предполагаемый учитель Парацельса.
Сам трактат представляет собой 22 последовательных миниатюры, отражающих символическую смерть и возрождение Короля , при оформлении которых использовались работы Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна и Лукаса Кранаха.
По словам искусствоведа Йорга Фолангеля «Splendor Solis ни в коем случае не относится к лабораторным руководствам, сборникам алхимических рецептов. Скорее, Splendor Solis определяет дальнейшую философию алхимии, мировоззрение, в соответствии с которым человек (алхимик) существует и действует в гармонии с природой, почитая божественное творение, и в то же самое время оказывает влияние на процесс, лежащий в основе творения, поддерживая его рост с помощью алхимии».
Сей манускрипт привлекал и привлекает внимание не только историков, искусствоведов и литераторов, в числе которых Уильям Батлер Йейтс, Джеймс Джойс и Умберто Экко (не будем уж перегружаться ссылками — известные дяди). Карл Густав Юнг полагал, что алхимики искали не золото, а философское золото, то есть способ создания человека совершенной природы:
Алхимические процедуры были реальными, только эта реальность была не физической, а психологической. Лабораторными терминами алхимия изображает драму космическую и духовную. У великого опуса было две цели: спасение человеческой души и освобождение космоса.
Разбор полетов по данному манускрипту занял более 200 страниц у одного из учеников Юнга, известного психоаналитика Джозефа Хендерсона в соавторстве с Дианой Шервуд, в которой он ставит следующий вопрос: «всегда ли мы ищем в теории и на практике исцеления расщепления между Духом и Материей». То бишь считает единение психического и животного в человеке средством исцеления душевной болезни. Ознакомиться со вступплением можно
здесь. (Прошу прощения за псевдонаучный ресурс. Книжка на русском не издавалась).
юныйначинающий юнгианец, конечно же, согласен, что многие аспекты европейской алхимии относятся именно к психологии, а не к получению золота. Тем не менее, императоры Священной Римской империи германской нации Рудольф II и Леопольд I свозили в Прагу алхимиков со всей Европы именно для получения реального золотишка, что те им и демонстрировали, с целью получения денег на новые изыскания, да и сейчас есть немало продолжателей их славного дела. То, что Юнг считал алхимию психологией бессознательного, совершенно не отрицает факт, что сами алхимики декларировали совершенно иные её цели. Поскольку они писали свои работы намерено туманным, непонятным непосвящённым языком, их бессознательное не могло там не проявиться, вот Юнг его и увидел, так как знал в нём толк и умел его разглядеть. Точно так же Тимоти Лири в своей книге 'Психоделический опыт' (интересная книга, кстати) интерпретирует «Бардо Тодол», Тибетскую Книгу Мертвых как инструкцию по проведению трипа под галлюциногенами, что совершенно не значит, что она именно для этого создавалась. А что, «Алиса в Стране чудес» — это тоже типичное описание трипа, все этапы трипа, как их описывает Лири, там присутствуют.А вот китайские алхимики именно открыто называли своей целью духовные изыскания, именно об этом я и написал в том сообщении. Я же там намекал, что их бессмертие особое, но никто не стал разбираться. Само понятие «бессмертия» там совсем не относится к материальному бессмертию, струльдбругами они становиться не собирались. Вот та секта Хуантянь, о которой я писал, понимала обретение бессмертия как возвращение Домой, на Лотосовый Пруд, к Почтенной матушке Вышедшей из перевоплощений У-шэн лаому, матери всех людей. Конечно, и у китайцев алхимические трактаты написаны туманно, с кучей поэтически построенных терминов и аллегорий. Конечно, были даосы, которые декларировали свою способность создавать пилюли дающие материальное бессмертие, Чингисхан их тоже нанимал десятками, чтоб пожить вечно. Но там по ссылкам в моём сообщении прямо называются имена людей достигших духовного бессмертия, по крайней мере, тогдашние китайские алхимики это под сомнение не ставили. И обратите внимания, в среневековье в Европе императоры покровительствовали алхимии, а в Китае её запрещали, что тоже как бы намекает.
Думаю, можно найти много других произведений, в которых эти этапы прослеживаются.
Будьте здоровы!