40 лет назад, в 1972 году, уже ставшая известной британская прог-рок-группа
Jethro Tull выпустила
концептуальный альбом «
Thick as a Brick» , который часто называют «матерью всех концептуальных альбомов». Сама пластинка, кроме того, что состояла из одного трека (разделенного из-за технических ограничений того времени на две части, по количеству сторон пластинки) ещё и была оформлена необычно (особенно на то время): вместо стандартного конверта пластинка была вложена в 12-страничную
газету вымышленного городка Сент-Клив, полную смешных статей о жизни жителей этого городка, в духе Монти Пайтонз. Но главная статья, это, конечно же передовица. Из неё, как раз, и можно узнать всю концепцию этого альбома.
В передовице рассказывается о скандале, случившимся с Джеральдом Бостоком, 8-летним мальчиком из городка Сент-Клив, который принимал участие во всебританском конкурсе юных поэтов в возрасте от 7 до 16 лет, и который выиграл этот конкурс со своей поэмой «Thick as a Brick» (англ. «Толстый как кирпич», традиционно на русский переводится «Тупой как пробка»). Но когда по ВВС его поэму прочитали, редакцию завалили кучей писем и звонков, протестующих против такой пошлятины в прямом эфире. Жюри конкурса, уже после вручения наград, пересмотрела своё решение, приняв во внимание мнение общественности, Джеральда дисквалифицировали за его «чрезвычайно нездоровое отношение к жизни, Богу и Стране», у него отобрали диплом, денежный приз и стипендию на обучение, и отдали это всё 12-летней девочке, которая сначала была на втором месте со своим эссе на тему христианской этики, «Он умер, чтобы спасти маленьких детишек». Далее газета сообщает, что группа Jethro Tull положила поэму Дж. Бостока на музыку, приводит полный текст поэмы (на стр.
7) и дает рецензию на этот альбом.
Альбом сразу же занял первое место в американском хит-параде (серьёзное достижение для молодой британской группы), сильно повлиял на развитие рок-музыки в целом, став образцом концептуального альбома. На Ютьюбе он
лежит целиком, его текст
переведен на русский и дословно, и поэтически. Но это ещё не конец истории.
В этом году, в ознаменование 40-летия выхода «Thick as a Brick», Иан Андерсон, лидер группы Jethro Tull, выпустил сиквел этого альбома, «Thick as a Brick 2: Whatever Happened to Gerald Bostock?» (Тупой как пробка 2: Что же случилось с Джеральдом Бостоком?). Времена меняются, газет уже никто не читает, обложка диска оформлена скриншотом с сайта городка Сент-Клив,
www.StCleve.com, точно также сфабрикованного Андерсоном, как и упомянутая газета. Главная страница сайта сообщает, что Джеральд Босток, их знаменитый соотечественник, купил поместье в Сент-Кливе, решил оставить политику и пост помощника премьер-министра после скандала, когда его застали с латвийской акробаткой, и переехать в родной городок. «Thick as a Brick 2» везде выложен, на официальном сайте даже есть
перевод всего текста на русский, в стихах.
Для чего я всё это пишу? Прошу уважаемых рысей поделиться в комментариях мнениями об этих и других ваших любимых концептуальных альбомах, которых, как мне известно, существует немало.
Альбом целиком.
Кстати, первая в мире рок-опера — это альбом 'Tommy', 1969, группы The Who, основателей этого жанра. По этой рок-опере снят одноимённый фильм.
Третьим концептуальным альбомом, изменившим моё мировоззрение стала рок-опера Группы Трубный Зов (СССР), как можно догадаться уже по названию, группа выделялась из ряда советских музыкальных команд — она была христианской направленности, а значит антисоветской. ОперуВторое Пришествие, записанную Трубным Зовом в 1982 году мне посчастливилось послушать по радио Би-Би-Си в передаче Севы Новгородцева.
Ну, а концептуальных альбомов, не столь сильно поразивших меня было множество. Кажется, в 70-х годах ХХ века выпускать неконцептуальное считалось неприличным
Кажется, в 70-х годах ХХ века выпускать неконцептуальное считалось неприличным
Я еще удивляюсь, как здесь Pink Floyd не вспомнили
Вейкман и другие концептуальные альбомы создал, например роскошный альбом 1975 года The Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table — по мотивам артуровских легенд, слушаешь, и кажется что играет 3 симфонических оркестра и поёт 2 хора, дополненные отличным вокалом Эшли Холта. Видео.
В 1981 Вейкман выпустил альбом под названием '1984' по одноименному роману Джорджа Оруэлла. Каким-то непонятным образом этому альбому удаётся передать жуть мира 1984.
В 1999 году Вейкман выпускает альбом Return to the Centre of the Earth по мотивам романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», на альбом даже Оззи Осборн поёт в одной композиции, а количество оркестров и хоров, похоже, было удвоено. Текст «за кадром» читает британский актёр Патрик Стюарт. Видео.
Еще одна интересная вещь из моих любимцев это альбом шведов Cult of Luna Eternal Kingdom. Группа собиралась для репетиций в заброшенной психиатрической лечебнице, где они однажды нашли дневник одного из бывших там некогда пациентов-преступников. В дневнике описывался воображаемый мир и его целью было доказать, что его автор не убил свою жену, эту вину он возлагал на сказочный персонаж Näcken, который якобы привел её в транс своим пением и утопил её. Следующий альбом Cult of Luna, которым они порадуют в следующем году, будет также концептуальным и вдохновлен фильмом Ф. Ланга «Метрополис».
Сегодня вспомнил еще два любопытных концептуальных проекта. Опять же, шведы, The Knife в сотрудничестве с электронными продюсерами Mt Sims и Planningtorock записали выходящий за всякие пределы мыслимого альбом Tomorrow, in a Year. Тема альбома — книга Ч. Дарвина «Происхождение видов» и его личная жизнь, напр. композиция Annie's Box основана на письмах Дарвина к его дочери. На творчество The Knife альбом, впрочем, совсем не похож, это авангардная электроника, состоящая из шумов, эмбиентных пространств, разных эффектов и глитчей, а также из записей пения птиц Амазонии и оперного вокала. Очень странная музыка.
Вторая занятная вещь это израильская группа Orphaned Land, комбинирующая дэт-метал, прогрессивный рок и арабскую и еврейскую этническую музыку с текстами на английском, иврите, арабском и латыни. В альбоме 2004 года Mabool повествовалась библейская история о потопе: три ангела, сыны Семи (число, символизирующее Бога), предупреждают человечество о надвигающемся потопе и пытаются убедить людей покаяться в грехах, особенно упоминается насилие, но те, как известно, отвергают это послание, после чего Землю настигает Божья кара. Эта история подается в аллегорическом ключе: три ангела символизируют три монотеистические религии, возникшие на Ближнем Востоке, причем Orphaned Land, в отличие от большинства тяжелых роковых групп, к ним относятся позитивно, хотя и не относят себя к религиозной сцене. Последний альбом 2010 года, еще более приклонившийся к прог-року, тоже концептуален — там идет речь об эволюции внутреннего сознания человека, открывающего в себе духовный мир и стремящегося к миру, опять же, с цитатами из Библии и Корана. Основное послание — осуждение войн и необходимость примирения между враждующими народами, особенно касательно палестинского конфликта (само название группы на это намекает). И этим парням, между прочим, хорошо удается их миротворческая миссия — у них множество фанатов в Турции а арабских странах, которые не стесняются выражать дружественные чувства израильтянам. Вот тут для ознакомления клип (кавер на йеменскую традиционную песню), остальное творчество OL не звучит так просто и хитово, там более пространные композиции.
три монотеистические религии — отличную идею вы мне подсказали, написать сообщение о четвёртой мировой религии, манихействе, скоро будет.