Большинство из того, что в этом мире происходит интересного для нас, вызвано, как ни странно, человеческой глупостью.
Вот, скажем, был бы Гитлер хоть немного умнее — и не было бы у вас фильмов о войне.
Всё рациональное скучно, мы видим, что тут всё сделано как надо и даже не замечаем этого — а зачем? Такова, например, статичная природа: в ней нас волнуют разве что произвольные сочетания объёмов, теней и красок всех этих холмов, деревьев, облаков и скал — нет-нет, да и складывающиеся в нечто оригинальное. И более ничего. Да и в мире людей то же самое: заметно лишь то, что странно, непонятно, нелогично, невообразимо. И некоторые такие непонятые вещи остаются с нами на всю жизнь, загадкой. А всего-то надо было найти глупость, нелогичность, что за ними стояла.
Так может быть, мир специально сделан таким, чтобы нам тут не было скучно?
Не нужна она была. Никакого смысла в ней не было. Даже если взять в расчёт единственные объективные смыслы войн: экспансию более прогрессивного социального устройства и прореживание населения, превысившего наличествующие ресурсы.
Ресурсы, как мы знаем, там же и остались в итоге, и ничего, и прекрасно их хватает. С демографией у Европы всё плохо оказалось в противоположную сторону. А выяснение, какой людоедский тоталитаризм лучше: ВКП(б)+НКВД или НСДАП+Гестапо — это даже не смешно.
Причём, у парня, когда он пришёл к власти, были все шансы стать величайшим политиком XX века: у него уже была самая мощная, самая передовая экономика Европы. Космонавтика и компьютеры (главное и по сути единственно важное, что с тех пор возникло в цивилизации) были бы немецкими изобретениями уже в 50-х. И это не альтернативная история: Конрад Цузе и Вернер фон Браун уже всё что надо сделали в 30—40-х.
И Британия с США бы довольно быстро с ним замирились, они всегда были рационалистами. И Сопротивление во Франции бы успокоилось — а зачем? ведь немцы просто взяли политическую власть, народ не лишён свобод, Евросоюз у нас теперь, вместе с фашистской Италией и франкистской Испанией.
И, главное, вы же знаете, какие настроения были в первые месяцы войны. «Ну наконец-то пришли культурные немцы, нация поэтов и философов, ща они скинут озверевших сталинских палачей и политруков, мучающих народ». И тут начались массовые расстрелы целыми деревнями. Не было бы этого инфернального скотства — не было бы возрождения уже уничтоженного ранее партизанского движения, не началась бы Народная война. Всего-то надо было завоевателю хренову не зверствовать, не убивать тысячами стариков, женщин и детей.
Впрочем, свободу, дарованную небесами, человеческие существа из века в век упорно используют на то, чтобы совершать абсолютно чудовищные, невозможные и непоправимые ошибки.
У одного ёмкого мистика это всё сказано одной короткой строкой: «Ошибался как Гитлер».
И если бы даже и были — преобладающие нормальные люди вокруг их бы с такими их девиациями дальше какой-нибудь спокойной должности, не связанной с общением с людьми не пропустили. Сталин бы ухаживал за слоном в зоопарке, тайно боялся бы слона, и слону бы это даже льстило. Гитлер бы был инспектором рыбохраны и звонко кричал на браконьеров, брызгая слюной, что шло бы рыбе на пользу, рыба бы от этого жирела.
Проблема в том, что общество — в глобальном масштабе — тяжело больно. Само его устройство делает возможным и высокоожидаемым приход к власти наиболее безумных и отвратительных: всех этих Бокасс, Гелиогабалов, Дювалье, Пол Потов и прочих в том же роде.
Об этом, тоже лаконично, у другого ёмкого мистика: «Мы все сошли с ума».
Не должно быть такого. Ну просто никак. А если есть, если воспроизводится раз за разом — это фундаментальный дефект всего биологического вида.
Ведь не напади он на Россию в 41-ом, Евразия разделилась бы на два лагеря — процветающую Европу до границ Польши и аграрную, крестьянскую Азию с Россией и Китаем
Не напади он в 41-м, и в 39-м, и вообще — Евразия в 41-м жила бы как сейчас, и даже лучше.
Когда во власти нет клинических идиотов — ну не приходят они туда раз за разом, как сейчас — Евразии не было бы нужды делиться на лагеря. Границы открыты, от Британии до Японии и дальше. И аграрного бы ничего не было — тот же Сталин уже был величайшим индустриализатором. Он это, правда, оттого, что надо было милитаризм клепать, танки с пушками — но если бы он был нормальным, у него был бы не менее сильный экономический и государствосозидающий стимул к тому же: холодильники и автобусы клепать для народа и на экспорт. Ну и Китай, вы знаете, чуть позже оказался вдруг, всем на удивление, не бескрайними полями с рисом, как всего сто лет назад, а мировым заводом. Повторив японский путь.
Вот смотрите, какие же силы сделали это в послевоенной Европе? Почему мы наблюдаем, что Гельмут Коль и Ангела Меркель не рвутся пройти железным маршем по сопредельным странам, сея смерть и разрушение? Только ли из-за ядерного оружия? Что-то действует, или само по себе, по генератору псевдослучайных чисел? История учит, что да, генератор, и со временем всё повторится вновь. Люди повторяют все ошибки раз за разом, из века в век. На смену редким просвещённым монархам опять приходят душераздирающие маньяки.
Поэтому всякий раз умиляет повсеместное инфантильное заблуждение, преобладающее в умах людей: «Раз они, эти все, добились власти, а мы нет — значит они очень умные, куда нам до них». Люди, откройте глаза, Гитлер! И прочие. Пациенты с психологией подростков-садистов. Не они строят вам дороги и больницы — вы сами. Они лишь убивают вас миллионами, создают все социальные проблемы, что у вас в странах есть, а вовсе не решают их, как вы наивно ожидаете от них.
Нет.
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему.
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Напротив, война — наиболее действенный способ разорения государства.
Вот и по итогам разыгранной партии Германия отнюдь не обогатилась. Вовсе даже наоборот всё вышло. И отчего-то оказалось, что даже отсутствие ожидавшейся выгоды, даже прямые убытки оказались ничего не значащими. Напротив, со временем оказалось, что победивший СССР в итоге после войны стал беднее, чем проигравшая Германия — из-за традиционного идиотизма своей правящей партии. Заметьте, не из-за экономической модели его псевдосоциализма, вовсе нет. С этой моделью можно было очень хорошо сыграть.
Итак, выгоды не было, материальный ущерб оказался легко преодолимым. А вот миллионы отнятых человеческих жизней уже ничто не вернёт.
Ну, кажется уже Ельцин всё вернул назад. А потом, не стоят эти картинки даже одного вырезанного белорусского села.
Технологии также покупаются гораздо проще. Вон СССР Китаю вообще всё даром дал, весь ВПК своими руками и за свой счёт построил — а вскоре оказалось, что они наш наиболее вероятный противник. Для этого не надо вести войну, жертвовать своими городами, разрушенными в пыль. А при том же Ельцине собственную промышленность, что целый век создавал из последних сил, разрушил сам же, своими руками.
Территории новообретённых соцстран Восточной Европы СССР отказался присоединять к себе. Напротив, по своей ещё имперской традиции, Россия принялась с энтузиазмом вливать дармовую энергию своего народа в развитие сателлитов. Оказалось, что всё время мы по собственной прихоти кормили и развивали чужие страны: Польшу, Литву, Таджикистан, Грузию, КНДР, Украину, мать городов русских... А что они СССР за это теперь вовсе не благодарны — тоже их нельзя винить. Потому что не стоят эти стены и станки десятилетий потерянных впустую жизней народов, всего этого мозгоклюйства на идиотских партсобраниях и производственной гимнастики по утрам из радиоточки.
Впрочем, эти вопиющие глупости можно долго перечислять, но незачем. Частности неважны, когда известен принцип. Люди неспособны к тому, чтобы избирать себе достойных руководителей. Каждый в отдельности вроде бы разумен, а общество в целом совершенно невменяемо. Это не организм, это хаотическая амёба, с удовольствием жрущая самоё себя, с кайфом, чавкая, брызгая слюной и облизываясь.
Я вот по аналогии думаю, это всё злобные марсиане облучают бедную Землю секретными лучами всеобщей тупости. Чтобы не дать нам развиваться и прогрессировать.
Вот Эрик Ф. Расселл из этой идеи даже пару развлекательных романов для юношества смастерил, денег заработал.
Давайте от эпитетов перейдём к сути: наблюдается конструктивный дефект.
Всякий раз проявляющий себя и приводящий к миллионам загубленных жизней. Просто так. Безо всякой пользы. Если бы у отдельного человека так вот периодически срывало башню — его бы быстро нашли способ изолировать.
Так не оттого ли мы так одиноки во вселенной?
Что до пользы, это не ради снижения популяции делается — уже обсуждали. И даже не ради выбора лучшей социальной парадигмы — тоже неприменимо в таком масштабе: надо ведь выбрать не лучшую из двух-трёх (капитализм, коммунизм, нацизм), а провести полноценную эволюцию путём естественного отбора™, для чего требуются миллиарды мировых войн.
Да и более того, оскорбительно для человеческого разума выбирать наилучшее мироустройство не осознанно, творчески, а вслепую бросая кости. Кости миллионов людей.
Сталкивать их после этого в войне — всё равно, что годами строить ракету «Союз» и «Шаттл», а потом сталкивать их, выясняя, что окажется крепче.
В конце концов, есть прекрасно работающее экономическое и культурное соревнование различных моделей. Которое вот СССР позорно продул, спасибо партии родной.
Или целью человечества всё же выяснить — не какая система лучше для жизни, а какая смертоноснее?
политика никогда не являлась основным объектом внимания человека, обывателя
Напротив, политика — это, по сути, координация совместных действий общины. И являлась главным объектом внимания человека, обывателя с пещерных времён. Как вы знаете, именно способность координировать действия отличает как вид человека и прочих стайных хищников.
Вот афинская демократия как раз яркий пример тому.
И на dirty вон демос ропщет по той же причине без всякой меры, отчего я и бежал оттуда в добровольное изгнание, ибо задрали уже ныть. И революция 17-го была оттого же. Как сказал Аристотель, кажется, человек — животное политическое.
Если я правильно понял, ваш тезис: «Ἀπόδοτε οὖν τὰ ἰδιώτος ἰδιώτι»?
Ну и я о том же: «Большинство из того, что в этом мире происходит интересного для нас, вызвано, как ни странно, человеческой глупостью».
То есть это хроническая болезнь? Можно развить эту тему? Что вы имеете в виду?